Компания Karelia-Upofloor — один из ведущих производителей паркетной доски в Европе. На долю экспорта приходится примерно 60% от общего объема продаж компании. Продукция группы экспортируется в 40 стран через международную дистрибьюторскую сеть. О том, как работает компания на российском рынке, мы узнали у генерального директора Karelia-Upofloor в России Алексея Печорина.
— Расскажите об истории развития компании в России.
Компания Karelia-Upofloor является одним из пионеров по продаже паркетной доски на рынке России. Клиенты, которые долго с нами работают, помнят то время, когда два бренда — Karelia и Upofloor — существовали отдельно друг от друга, имели два пула дистрибьюторов. В 2004 году произошло объединение двух компаний. Теперь у нас один головной офис, единая команда по продажам. Мы очень благодарны партнерам, которые стояли у истоков развития компании и помогли нам представить наши бренды на российском рынке. Мы продолжаем работать с этими компаниями по сей день. Мы всегда вели индустрию паркетной доски за собой, и наша продукция пользовалась большим спросом как в странах Западной Европы, так и России.
— Кто ваши потребители на российском рынке?
Паркетная доска, как вид напольного покрытия, больше всего подходит для помещений частного сектора. В России тенденция такова, что она не очень востребована в помещениях с большой проходимостью, там используются другие виды напольных покрытий. Поэтому примерно 95% наших потребителей — это частный сектор, это те люди, которые укладывают паркетную доску у себя в квартирах, дачах, коттеджах.
— В других странах вы тоже ориентированны в основном на частный сектор?
Все рынки не похожи друг на друга. В странах Скандинавии паркетная доска используется и в помещениях большой проходимостью, и в зданиях с большой проходимостью. Например, в зданиях аэропортов в Копенгагене, Хельсинки и Таллине на пол уложена паркетная доска. В гостиничных сетях за рубежом также значительно чаще используют паркетную доску как вид покрытия, в то время как в России это практически не встречается. Как видите, нам есть над чем работать. Ведь совокупный размер рынка напольных покрытий в десятки раз превышает совокупный размер рынка паркетной доски в России. Если мы совместно с нашими партнерами сможем убедить дизайнеров, архитекторов предлагать паркетную доску в качестве продукции для коммерческих помещений, то мы расширим наши границы и сможем продавать больше квадратных метров.
— Как меняются предпочтения потребителей?
Паркетная доска — это один из ключевых элементов создания внутреннего интерьера помещения, поэтому, как и все другие виды такой продукции, она подвержена моде и изменениям в предпочтении потребителей. России есть традиционная культура потребления деревянных напольных покрытий, и это идет из прошлого. В нашей стране дощатый пол не был редкостью, и, как правило, использовались темные оттенки древесины. Соответственно, все эти тенденции переносятся и на современный пол. Свыше 70% паркетной доски приходится на дуб. Также в последнее время используются различные виды тонировок — светло-коричневые тона, коньячный цвет, темно коричневый. А на рынке Скандинавии традиционно большим спросом пользуются светлые оттенки.
— Вы чувствуете, что мода на доску меняется? Что в одном сезоне, к примеру, спросом пользуется одна порода древесины, а через год уже совсем другая?
В основном здесь играет роль соотношение цены и предложения на отдельный вид продукции или артикул. Мы в целом понимаем предпочтения потребителя, и мы готовы предложить рынку популярные декоры с отличным соотношением цены и качества. Качество у нас всегда безупречное, но если мы к тому же предлагаем достаточно агрессивную цену, то это сразу же увеличивает спрос. Поэтому мы сами стимулируем спрос у наших дистрибьюторов, а они — у потребителей. Но, конечно же, последнее слово всегда остается за потребителем.
— Что касается агрессивной цены. Вы устраиваете какие-то акции или распродажи?
Мы являемся одним из ведущих производителей паркетной доски в Европе, в нашей компании есть четыре завода по производству данной продукции, и мы имеем достаточно мощностей, чтобы создавать и предлагать коллекции в разных сегментах рынка в России. Бренд Karelia — традиционный в премиальном сегменте. В среднем сегменте мы предлагаем бренд Upofloor. Во время кризиса мы успешно вывели на рынок коллекцию эконом класса PolarWood, которая первоначально полностью состояла из дубовых декоров в трехполосном и однополосном исполнении. В последнем квартале 2010 года мы дополнили эту коллекцию несколькими видами экзотических пород древесины. Я могу сказать, что на сегодняшний день у нас нет большой необходимости устраивать акции. Потому что мы уже предлагаем товары в разных сегментах рынка.
— Есть ли коллекции, которые в России прижились, а в других странах нет? Или наоборот.
Да, и это связано с традициями использования паркетной доски. Например, в России слабым спросом пользуется бук. В то время как на рынке Германии бук пользуется огромным спросом и продается в больших количествах. Есть и другие отличия. Мы видим, что в России сейчас бОльшим спросом начинает пользоваться однополосная доска, и показатели продаж постоянно растут. При этом, все больше потребителей желают получать однополосную паркетную доску по более низкой цене.
— Как часто обновляется продукция?
Как правило — один раз в год. Это связано с удобством для дистрибьюторов, выпуском каталогов. В течение года возможно появление одного или двух новых декоров, которые мы можем специально разработать и вывести на рынок благодаря нашей лаборатории и маркетинговой команде, которая очень внимательно отслеживает тенденции, происходящие на рынке. Мы стараемся быть рыночно — ориентированной компанией и предлагать именно те продукты, которые пользуются достаточно высоким спросом.
— Ваша продукция представлена по всей России?
Наши бренды представлены на всей территории России благодаря нашим дистрибьюторам. Но если говорить о концентрации, то в центральной части России, в Северо-Западном регионе наша представленность несколько выше.
— Как в вашей компании налажен сбыт продукции? Работаете ли вы с сетями DIY?
Как и большинство других производителей, мы поставляем нашу продукцию через разветвленную сеть дистрибьюторов, которые работают в разных каналах и разных сегментах рынка. Как правило, это компании, имеющие головные офисы в Москве и в Санкт-Петербурге и разветвленную филиальную сеть по всей России. Также это международные компании, работающие на рынке, являющиеся DIY клиентами, имеющие также филиалы в различных городах Российской Федерации. В последнее время появились и сильные региональные дистрибьюторы, которые имеют устойчивый рост на рынке.
— В период кризиса как изменилась приоритеты компании?
Проект по строительству завода в России был начат еще до кризиса, в 2006 году. Так совпало, что мы ввели завод в эксплуатацию в начале 2009 года, и стали предлагать рынку первые партии нашей продукции уже российского производства. У нас не было возможности отступать, поэтому с первых же дней мы работали над развитием нашего бизнеса. Мы использовали наши конкурентные преимущества, такие как новый современный завод, построенный в России, полностью соответствующий западным стандартам, с лучшим в отрасли оборудованием. Мы воспользовались помощью наших финских коллег, которые постоянно приезжали в Россию и продолжают по сей день работать совместно с нашими российскими специалистами для того, чтобы те стандарты качества, которые приняты в компании в Сканданавии, были адаптированы в России. С первых же дней на нашем заводе велась работа по получению сертификатов стандартов ISO 9001 и ISO 14 001. В декабре 2010 года мы получили оба сертификата. Это является отражением высокого уровня производства, который удовлетворяет и наших клиентов, и наших акционеров, и власти Калужской области.
— Не чувствовали ли вы падения спроса в кризисный период? Рынок элитной недвижимости развивался не очень активно, а вашу продукцию нельзя отнести к эконом — классу.
Наибольший спад спроса мы наблюдали в 2009 году. Рынок паркетной доски по нашим оценкам в тот период упал на 40-45% по отношению к 2008 году. Нашей компании удалось сохранить объем продаж в России в 2009 году на уровне 2008 года, что мы уже считали для себя достаточно позитивным моментом.
— Наблюдается ли тенденция к увеличению спроса сейчас?
Я пришел работать в компанию как раз в разгар кризиса. В то время падение рынка строительной индустрии в целом было где-то на уровне 45% . Паркетная доска не явилась исключением. Вряд ли спрос был ниже того уровня, на котором он находился в первой половине 2009 года. В 2010 году и наша компания, и в целом рынок показал умеренный, но все-таки рост. В 2011 году мы смотрим на развитие рынка с еще большим оптимизмом, и, являясь одним из крупнейших игроков на этом рынке паркетной доски в России, мы стремимся к тому, чтобы стать неоспоримым лидером.
— Какие тренды вы сегодня наблюдаете на рынке напольных покрытий?
Во-первых, на рынке происходит консолидация и укрупнение позиций отдельных игроков, как среди производителей, так и среди дистрибьюторов. В дистрибьюторской сети наблюдаем как взлеты, так и падения. В качестве примера можно привести, что некоторые компании пришли к одному уровню развития за 15 лет, а другим понадобилось семь-восемь лет, чтобы на сегодняшний день занять такое же положение на рынке. Это лишний раз подтверждает то, что никогда не поздно выходить на рынок и начинать развивать свой бизнес. Важнейшие факторы успешного развития — это люди, мотивированная команда.
В то же время не только в России, но и во всей Европе наблюдается кризис перепроизводства. Если взять суммарную мощность всех игроков рынка, то она все еще значительно превышает объем потребления. Это негативно сказывается на рентабельности многих игроков, работающих на рынке, не позволяет им увеличивать цены для потребителей, компенсируя увеличение цен на сырье. Стоимость сырья, энергозатрат и транспортных расходов существенно возросла за последние несколько месяцев. Мы видим, что этот рост сохранится в 2011 году, и мы уверены в том, что в этом году многие производители вынуждены будут увеличивать цену на свою продукцию.
— Вы тоже?
Мы как крупный игрок покупаем значительные объемы древесины, и сырье является основным фактором для увеличения цен. Поэтому в настоящее время мы думаем о каком-то умеренном увеличении цен, которое, скорее всего, придется на второе полугодие 2011 года.
— В ваших планах есть открытие новых офисов в России?
На сегодняшний день мы открыли демонстрационный зал, который расположен в одном месте с нашим представительством. Он находится в Москве, на Ленинском проспекте,131. Мы предлагаем пользоваться услугами этого демонстрационного зала нашим клиентам и всем желающим. В данном шоу-руме вы можете увидеть все новинки производства нашей компании. Это единственный офис, наряду с производством в Калужской области, где работает значительная часть сотрудников компании, который на сегодняшний день нам необходим. Поэтому дальнейших планов по расширению в России у нас нет.
— Как вы планируете развиваться в ближайшей перспективе?
Мы видим себя лидером на рынке паркетной доски в России и одним из ключевых игроков в других странах постсоветского пространства. Для этого у нас есть один из самых крупных заводов на территории стран СНГ, который расположен в Калужской области. При необходимости наши производственные мощности могут быть увеличены в будущем для растущих потребностей нашего рынка. Мы видим потенциал для развития и дальнейшего роста нашей компании. Обращаясь к нашим партнерам, я хочу сказать, что мы планируем быть понятным, прогнозируемым, удобным поставщиком для каждого из Вас. Поставщиком, который обеспечивает своих партнеров высококачественной продукцией, востребованной потребителями на российском рынке. Мы собираемся работать в тесном сотрудничестве с нашими основными клиентами, и мы видим себя именно как российского производителя, продающего свою продукцию исключительно через партнерскую сеть.